читать дальше 1Как нетрудно догадаться из названия фильма, посвящен он такой богоугодной теме, как вымирание средневековой Европы от эпидемии бубонной чумы, той самой «черной смерти». Та эпидемия, если мне не изменяет память, выкосила чуть ли не половину населения средневековой Европы, а выживших загнала в век, по своим характеристикам мало отличающийся от каменного, когда неграмотное деревенское быдло боялось нос сунуть в соседнее селение, истово веря, что там живут собакоголовые мутанты-нехристи, поедающие тела людей и навечно уносящие души смертных в дальние и адские местности. Немало способствовала такому развитию событий и истинная христианская вера, за которую рыцари готовы были, не раздумывая, уковылять вместе с конями в дальние дали раздавать люлей сарацинам, а крестьяне, представители исконно самой ленивой прослойки населения, далеко не ходили, а тупо жгли на кострах собственных соседей — ведьмы же!
Итак, волей случая монах-э-э-э-девострадалец по имени Осмонд, погнавшийся за своей сбежавшей от наступающей чумы невесты, оказывается втянут в боевую операцию спецназа церкви по поимке некроманта, по слухам орудующего в одной отдаленной деревеньке, где и чумы вроде как нет, и мертвые с косами не просто стоят, но еще и снуют взад-назад. «Невеста монаха» — это, конечно, звучит глупо, но и монах наш умом особо не отличается. Ему говорили: «Не прелюбодействуй!!!» — ослушался. Променял, паскуда, благодать вечной жизни в Царствии Господнем, на радости минутного соития. Даже не поленился пешком пойти за тридевять земель, туда, где, вроде как, будет ждать его сбежавшая невеста. Ну и заодно охотникам на некроманта путь-дорогу показать к секретной деревеньке. Собственно, вот и весь синопсис, прости Господи, фильма. «Что за ересь, проваславный?» — скажет прочитавший до сих строк и будет в корне неправ. Ибо не ересь сие, а самая, что ни на есть, мякотка: сюжет, хоть и выглядит банальным, на деле, все же, вовсе не глуп. Скорее даже наоборот — сценаристам, сумевшим, по большому счету, избежать штампов, вечный почет и уважуха. Впечатление, остающееся после просмотра фильма, сравнить можно мало с чем. На ум приходят, разве что, немало нашумевшие в прошлом году французские «Мученицы». Да, именно такое же состояние вызывает и этот фильм — чувство полной ошеломленности. Но если «Мученицы» вызывали это состояние во многом благодаря обилию сцен с расчлененкой, подкрепленных крепкой философской составляющей, то «Черная смерть» действует от обратного. Здесь расчлененка тоже есть, но на первом месте все же философия. Точнее даже теософия, ибо вера — вот, все же, главный герой данного фильма. А все события, действия и их последствия — это результат веры человека в бога, или же его неверия.
Крепкая сюжетная составляющая не была бы столь воздейственной на зрителя, если бы не работа иных, кроме сценаристов, членов съемочной группы. И в первую очередь работа мозга съемочной группы — самого режиссера, вкупе с художниками картины. Этим людям удалось действительно невозможное: они воссоздали на экране атмосферу дикого Средневековья. Серая, мрачная цветовая гамма картины создает как бы зачатки депрессивного настроения, а задники, наполненные снулыми, умирающими от чумы людьми, пожарищами разрушенных деревень, горами смертельно опасных, инфицированных чумой трупов с копошащимися в них ордами крыс, усугубляют воздействие. И сквозь эти хаос и смерть бредут воины, для которых выполнение задачи превыше собственной жизни. Не стоит обманываться, фильм на удивление лишен всякого пафоса, свойственного фильмам с подобной тематикой. Есть группа людей, наемников, которым нужно отыскать некроманта, оживляющего, по слухам, мертвецов, и если при этом придется погибнуть — ну, так это же просто работа и ничего больше. А уж за актерскую игру всем причастным надо раздать бобинные магнитофоны с хрипящей записью восхищенного крика Станиславского: «Верю, поцоны, ВЕРЮ!!!»
Нигде (повторяю — НИГДЕ!!!) со времен ранних фильмов Шварца (и прошлогоднего «хранителя» — Роршаха) не было настолько харизматичных типажей. Каждый из участвующих в повествовании — отдельный человек с душой, характером и непохожий на других. Актерская игра настолько виртуозна, что, несмотря на малочисленность диалогов, каждый персонаж все же видится личностью. Предводитель отряда охотников по имени Ульрих, блистательно сыгранный Шоном Бином, в начале фильма как две капли похожий на Боромира из «Властелина колец», ближе к концу фильма обретает собственный характер, и под крики «Мы не отречемся!» срывает бурные аплодисменты. Энди Найман, виденный мною раньше в блистательной черной комедии «Смерть на похоронах», — этот вообще выше всяких похвал. Сказавший на все 90 минут, что длится фильм, всего пару фраз, его образ надолго остается в памяти, что, мягко говоря, нетипично для второстепенных персонажей. Эдди Редмейн, «звезда» исторических костюмированных драм британского происхождения, сыгравший монаха-девострадальца, весьма достоверен, во время испытания своей веры, испытания, посланного ему «некромантом». Дэвид Уорнер — Аббат, второй человек в банде по фильму — еще один запоминающийся персонаж, одной своей игрой вызывающий уважение к герою. Нескладный, весь какой-то кривой, тем не менее, он создает образ настоящего средневекового бойца, ценящего друзей, но и готового убить друга, смертью быстрой и безболезненной избавляя того от «черной смерти».
Подводя итог, скажу: фильм действительно стоит того, чтобы его посмотреть. Интересный, незатасканный сюжет, великолепная мрачная атмосфера, блистательная актерская игра, отличная проработка деталей. Хотите — верьте, хотите — нет, но, сколько я ни пытался, применяя свойственный мне скептицизм, найти в фильме слабые, нелогичные места, у меня это не получилось. Все действия закономерны и последовательны, а там, где логика все же проседает, это можно (и нужно!) списать на средневековый менталитет героев. Единственное слабое место фильма — боевые сцены. Недостаток бюджета виден невооруженным глазом — полное отсутствие спецэффектов, динамику боевым сценам задают обычной быстрой монтажной склейкой и дрожанием камеры в руках оператора. В остальном же фильм православен, благочестив, богоугоден и к просмотру обязателен.©
читать дальше 2Время ведьм
Я помнил этот город с давних пор -
Рассадник скверны, где безродный сброд
Колотит в гонги и молитвы шлет
Чужим богам из чрева смрадных нор.
«Из центра кромешного мрака лучами во всех направлениях расходились улицы бесконечной ночи. И невольно в голову закрадывалась мысль, что здесь прочно укоренилось мировое Зло, чье назначение — проглотить города, погубить народы смертоносным дыханием чумы.» — Г. Ф. Лавкрафт.
Фильм про английское средневековье, да еще и от режиссера, слишком надолго запомнившегося мне «Крипа». Даже ничего больше не зная об этом кино, можно относительно ясно себе его представить. Англичане — нация слишком мрачная, кроме шуток, даже самые лучшие английские комедии и те про похороны. А уж если жители Британских островов поставят себе целью относительно реалистично изобразить Англию 14-го века, слабонервным зрителям придется довольно туго. Но эта картина чем-то меня уже давно привлекала (признаюсь честно, наличием Шона Бина и Кэрис Ван Хаутен, да еще любопытным сюжетом), короче говоря, как только мне предоставилась такая возможность, я сразу же посмотрела фильм.
С началом средневековья статус женщины-колдуньи в европейской общине резко меняется. Теперь это уже не та, перед которой благоговеют и бояться, а та, которую просто бояться. А причину страха нужно изничтожать на корню, чтобы больше страшно не было. О святой и инквизиции и охоте на ведьм известно даже самому безграмотному. То было страшное время, и фильм это великолепно отразил.
Но иногда было и так: «последний (охотник на ведьм — прим.) разбился насмерть в 1933 году, свалившись с очень высокого дерева в Кэтерхеме при попытке получше разглядеть действо, которое он принял за сатанинский шабаш самого извращенного пошиба; на самом деле это был ежегодный обед Ассоциации рыночных торговцев Кэтерхема и Уайтлифа, с играми и танцами.» — Н. Гейман «Добрые предзнаменования». Прошу прощение за отступление, не могла удержаться.
Атмосфера фильма очень напомнила мне недавнего «Соломона Кейна» и «День расплаты», который, однако обошелся без мистики, хотя ничего от этого не потерял.
Шон Бин (как для меня Боромиром был, так им, наверное, и помрет, кого бы он ни играл) для образа рыцаря идеально подходит.
Кэрис Ван Хаутен — что тут можно сказать, очаровательна, просто очаровательна. Правда, здесь она неожиданно блондинка, что, впрочем, ее нисколько не портит.
Мне бы очень хотелось воздержаться от сравнений, да и предыдущие режиссерские работы Смита были абсолютно не такими, просто не сказать о том, что в данном фильме он, как режиссер значительно вырос, невозможно. В «Черной смерти» даже проскакивает что-то общее с Нилом Маршаллом, который всегда столь любовно проводит параллели между людьми и животными. Религиозные распри, правда, никогда не входили в число приоритетов того же Маршалла, но ведь человек может стать зверем по любой причине, и с очень легкой подачи.
В данном же кино автор словно бы спрашивает у нас: кто же более жесток — христиане с их гонениями на ведьм, либо же язычники с не менее жестокими ритуалами? И оправдывает ли искренняя вера поступки героев?
А в одной из последних сцен, когда религиозная вражда перерастает в кровавую резню, мне и самой до жути хочется спросить: а где же в это время был Бог — хоть какой-нибудь? Что ж, вздыхаю, и отвечаю сама себе — Бог он там, наверху, откуда дует холодный ветер.
Подводя итог, можно процитировать Артура Мейчена: «Нас окружает таинство зла, так же, как и таинство добра, и, по моему глубокому убеждению, мы живем в незнакомом мире — мире пустот, теней умерших и духов сумерек. Возможно, человек когда-нибудь вернется на путь эволюции, но я верю, что доктрина зла еще не умерла».
И в заключение хочется еще добавить, что ведьмы на самом деле никуда не исчезли. Сейчас они не носят черных колпаков и не летают на метлах (как, впрочем, не делали этого и раньше). Сейчас они разъезжают в дорогих машинах, носят одежду от самых известных кутюрье, и, как и прежде вводят во грех слабовольный мужской пол.
Еще один моментик, если пару лет назад большинство фильмов про ведьм выглядело как просьба о прощении за то, что много невиновных сожгли просто так. То последние произведения на тему можно прямо-таки выпускать под заголовком: «Извините, что не успели сжечь всех». Так-то.©
читать дальше 3 Догмы или жизнь?
Фильм «Чёрная смерть» показался мне крайне любопытным и нестандартным во многих аспектах.
Прежде всего, он не такой простой, как кажется по сюжету. Что, сюжет? Он незамысловат: раннее Средневековье, чума, массовая смерть от этой болезни, паника населения, всевластие и непререкаемый авторитет церкви, поиск «виновных» в эпидемии. Где? Конечно же, в деревне, на островке среди болот. Естественно, по слухам, там есть всё — и ведьма, и оживление умерших, и некромант. Отряд инквизиторов должен очистить «очаг скверны», что очевидно поможет справиться с эпидемией, посланной дьяволом.
А дальше, начинается самое интересное — столкновение трёх типов поведения.
Первая линия- это «железобетонная» уверенность отряда инквизиторов в религиозных догмах. Соответственно, выстраивается их линия мышления (всё хорошее от Бога, всё плохое — от дьявола). Есть колдовство, ведьмы, некроманты, которые должны уничтожаться без пощады и колебания во имя блага людей. Вам это ничего не напоминает? Например, убеждённых строителей социализма и коммунизма, 1937 год и так далее. В настоящее время такое «чёрно-белое» мышление вдохновляет теракты исламских фанатиков. Нетерпимость и жестокость — вот черты такого типа людей.
Вторая линия — это жители деревни на болоте. Им нужна сама жизнь, им не нужно подгонять свою жизнь под религиозные догмы. Они просто живут, опрятно, чисто, сытно, без эпидемий, скромно, но в достатке. Они никому не навязывают свои принципы, живут без церкви, без религии, но они тем и опасны, тем и ненавистны для инквизиторов, что их жизнь не подгоняется под прокрустово ложе религиозных догм. Следовательно, они должны быть уничтожены.
Третья линия — воплощена в образе молодого монаха. Он как бы среднее между этими двумя линиями-полюсами. С одной стороны, он с инквизиторами по мировосприятию, с другой стороны — он любит девушку, что не вписывается в рамки религиозных догм. Жизнь заставляет его делать выбор. Если бы он слушал своё сердце — он остался бы со своей возлюбленной и был бы счастлив. Но разум его был парализован догмами — он смотрел, но видел не реальность, а отражение своих предрассудков. Фанатизм в нём победил и молодой монах стал жертвой «чёрной смерти». «Черная смерть» победила не его тело, а его душу. Он стал жестоким палачом, напоминающим всем нам, зрителям, что жизнь с «широко закрытыми глазами» (как в названии фильма Стэнли Кубрика) не даёт счастья человеку.
Симпатии авторов фильма, несомненно, на стороне жителей болотной деревни. Не случайно, фильм создан в Европе, где растёт межэтническое напряжение, есть угроза религиозных конфликтов между коренным населением и выходцами из исламских стран. Посыл фильма мне очень нравится. Он такой — люди живите простой человеческой жизнью, любите, будьте счастливы, а не подгоняйте свою жизнь под некие теории мироздания!©
Все рецензии взяты с "Кинопоиска".